ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ, дети 4-6 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Азбуковедение» разработана на основе авторской программы В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.


Целью программы является создание условий для осознанного овладения детьми языковым строем, системой звуков русского языка, раннее обучение чтению и письму.


Задачи, реализуемые педагогом:


  1. Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук, слог, слово, предложение.
  2. Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.
  3. Знакомить детей с буквами алфавита.
  4. Формировать элементарные навыки чтения.
  5. Развивать мелкую моторику, графические навыки.
  6. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:


  1. Принцип деятельностиновое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
  2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
  3. Принцип вариативностиу детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  4. Принцип минимаксаОбеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.
  5. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
  6. Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
  7. Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  8. Принцип непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.


К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

По окончании обучения  дети должны знать:


  • зрительный образ графемы,
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, удар­ная гласная, ударный слог;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предло­жений и текстов;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
  • обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Ь.


Дети должны уметь:


  • различать гласные и согласные звуки;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • определять ударные гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложе­ний;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
  • составлять графическую схему предложения;
  • уметь читать самостоятельно, осмысленно по слогам, целыми словами, предложениями;
  • проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку. 


Читать полный документ с программой "Занимательное азбуковедение".