Рабочая программа дополнительного образования «Азбуковедение» разработана на основе авторской программы В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Целью программы является создание условий для осознанного овладения детьми языковым строем, системой звуков русского языка, раннее обучение чтению и письму.
Задачи, реализуемые педагогом:
- Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук, слог, слово, предложение.
- Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.
- Знакомить детей с буквами алфавита.
- Формировать элементарные навыки чтения.
- Развивать мелкую моторику, графические навыки.
- Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип минимакса – Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
- Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
- Принцип непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
По окончании обучения дети должны знать:
- зрительный образ графемы,
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Ь.
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- составлять графическую схему предложения;
- уметь читать самостоятельно, осмысленно по слогам, целыми словами, предложениями;
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Читать полный документ с программой "Занимательное азбуковедение".