ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА, дети 6-7 лет

Задачи программы:

  • Развитие логического мышления и творческих способностей;
  • Развитие математических способностей и склонностей;
  • Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
  • Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения;
  • Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.


Содержание кружковой деятельности.

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма):


Сравнение более трех предметов (фигур):

  • По размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.);
  • По форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.);
  • По цвету (одного и того же цвета или разных цветов).  


Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

  • Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
  • Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий.
  • Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
  • Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)


Пространственные отношения:

  • Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
  • Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.
  • Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).
  • Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).



Цифры и числа от 10 до 20. Число 0. Состав чисел 11, 12, и т.д.

  • Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 10 до 20. Цифра и число. Чтение чисел.
  • Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
  • Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного.
  • Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).
  • Десяток. Счет десятками.
  • Повторение равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
  • Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+»,«-»).
  • Целое и часть.
  • Состав чисел первого десятка и второго десятка из двух слагаемых.
  • Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
  • Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).
  • Работа с линейками



Простейшие геометрические фигуры:

  • Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
  • Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
  • Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.



Содержательно - логические задания на более сложном математическом материале на развитие:

  • Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);
  • Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
  • Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
  • Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).



Материально - техническое обеспечение:

Счётные палочки на каждого ребенка, кубики Никитина, блоки Дьенеша.

Геометрический материал (наглядный и раздаточный). Игрушки из разных материалов и размеров. Числовые карточки. Цветные шнуры. Цветные и простые карандаши. Тетрадь в клетку. Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления, прописи со штриховкой.


Читать полный документ с программой "Занимательная математика".