Цель: Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Коррекция недоразвития речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.
Задачи:
- развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.
- ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо – зрительно – двигательной координации движений у дошкольников.
- усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.
- выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
- Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.
Механизм реализации программы:
Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.
- Запускать пальцами мелкие волчки
- Разминать пальцами пластилин, глину
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
- Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой
- Показать отдельно только один какой – то палец, потом два, три и т. д.
- Махать в воздухе только пальцами
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
- Собирать все пальцы в щепотку
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку
- Наматывать тонкую проволоку на пальчик
- Завязывать узлы на веревке, шнурке
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
- Закручивать шурупы, гайки
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками
- Складывание матрешек
- Игры с песком, водой
- Резать ножницами
- Рисование в воздухе
- Мять руками поролоновые шарики, губку
- Рисовать, раскрашивать, штриховать
- Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски
- Преставление палочек в доске с отверстиями
- Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди
- Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем
- Круговые движения кистями
- Отведение – приведение пальцев
- Сжимание ластика разными пальцами
- Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные
- Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад
- Постукивания пальцами рук по столу попеременно- большого до мизинца и в обратном направлении
- Перекладывание мячей разного диаметра
- Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев
- Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах
- Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу
- Перекатывание в пальцах карандаша
- Держать и передавать между пальцами теннисный шарик
Ожидаемые результаты: совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей с нарушением зрения школе.
Читать полный документ с программой "Наши руки не знают скуки".